Экстра Досье: Родилась 20 января в Ростове-на-Дону. Отец – театральный режиссер, актер, мать – оперная певица, актриса. Окончила ЦМШ при Бакинской консерватории. Работала в Ереванском оркестре п/у К. Орбеляна. В 1975 г. уехала покорять Москву: давала частные уроки музыки, работала концертмейстером, пела в оркестре Л. Утесова и др. ансамблях. В 82-м – период «застоя», была мысль оставить профессию певицы. В 1985 г. познакомилась с О. Фельцманом, с его песнями дебютировала на ТВ. В 1986 г. стала солисткой группы «Электроклуб» (худрук Д. Тухманов). В 1990-м начала сольную карьеру. Ей написали песни лучшие композиторы: И. Николаев («Игрушка», «Странник»), В. Чайка (клип Т. Кеосаяна на песню «Транзит» шокировал публику эротическими кадрами), И. Крутой («Над пропастью во ржи», «Я тучи разведу руками») и др. Спела более 200 песен. В 2002 г. получила звание заслуженной артистки РФ. Семья: мама Серафима Михайловна, дочь Лала, внук Александр.
– Ирина, у вас сейчас хлопотное время: в начале февраля концерты в Кремле! Ваше главное событие года!
– Вы знаете, у меня практически каждый год бывает подобное событие, регулярно я даю в Москве большие красивые концерты – Москва к этому обязывает. Если для меня существует в работе планка, ниже которой не могу опуститься, несмотря на состояние души и здоровья, то в Москве эту планку надо еще и перепрыгнуть очень высоко!
– И такое философское название концерта «Из прошлого в будущее»…
– Встречаемся в настоящем и прокладываем дорожку к следующей встрече. Мои зрители привыкли, что я в Москве даю новую программу. Но здесь и прошлое вспомним: будет дружеская встреча сопереживающих людей. Будут и веселые, и грустные песни – как наша жизнь, она ведь вся – от смеха к слезам! Если я вижу платочки в зале, я привожу зал к смеху. Чувства идут волнами… Я получила много писем, что песня в чем-то помогла. Это такое счастье, особый дар моей профессии, когда понимаешь, что можешь помочь!
– Будут ли дуэты? Недавно видела по ТВ ваш забавный дуэт с Лепсом…
– Сейчас дуэтная история очень модная, я пришла к ней одной из последних. И мне интересны дуэты с теми, кто мне интересен. Ведь сразу видно: поют два случайных человека или их связывает дружба и творческое признание. Открою завесу: сейчас с Гришей Лепсом сделали песню Виктора Дробыша, будет дуэт с Сосо Павлиашвили...
– Ваши костюмы эффектны и к месту! Наверняка сами прикладываете к ним руку?
– На 80% я сама их придумываю. Но есть у меня потрясающий художник Татьяна Кудрявцева из Питера, прекрасные исполнители – девочки такие творческие. А в жизни? Учитывая то, что я сама себе модельер вот уж не один десяток лет и часто опережала Кавалли и Версаче своими эклектичными костюмами... хотя мне и нравятся какие-то модельеры, я не раба их моды. Интересно самой творить. Если посмотреть мои «электроклубовские» наряды 90-х годов – я была первая в «эклектике со вкусом» (как я называла), гораздо позже модельеры стали сочетать камни с джинсой и кожей, кожу с кружевами. А в быту люблю качественные, удобные вещи. Когда женщина идет на высоких каблуках и в ее глазах – боль и мучение, то лучше пойти без каблуков, чтобы глаза сияли! Если мне будет удобна обувь на больших каблуках – я ее иногда надену. Нет – пойду в тапочках, элегантных и красивых. Я очень ценю красоту и при этом – экстравагантность.
– А какие духи любите?
– Не приторные. Периодически возвращаюсь к Chanel №5.
– Ваша дочь Лала режиссер ваших концертов 9–10 февраля. У вас с ней, кажется, полное взаимопонимание…
– У меня два режиссера: Женечка Глазов – режиссер Кремля и Лалочка – это будет ее дипломная работа в профессии. Второй год она занимается моими делами, и это так комфортно для меня! Естественно, как у всех, была проблема «отцов и детей», несовпадение во взглядах, оно и сейчас бывает... Но что касается дела, которым мы занимаемся – и, надеюсь, приносим пользу, – тут у нас полное взаимопонимание. Я даже позволила себе расслабиться: Лала сказала мне: «Твое дело выходить на сцену и петь».
– У певицы первого уровня бывает страх перед залом?
– Это не страх, а волнение. Но я столько лет езжу по стране, все залы уже знакомые. У меня большой коллектив, и на больших концертных площадках, как в Кремле, подключается много технического персонала – бойцов невидимого фронта, которых я очень уважаю, – низкий поклон им! Я волнуюсь, чтобы все правильно сделали свою работу. Ведь даже человек, не вовремя потянувший за какой-то шнурочек, может испортить все шоу.
– На сайте читала вашу афишу: много гастролей. В России всегда аншлаги. А как принимали, скажем, в Монако?
– Монако, Италия, Германия, Америка каждый год… Хорошо – это слово не подходит. В Монако по всему городу было очень приятно видеть шикарные плакаты с моим лицом – мы вышли на уровень! В этом зале работают первые звезды мира – на вишневых афишах рядом с портретами Стинга, Рамазотти, Бон Джови – наши фамилии. В зале было много не русскоязычного населения, сверкали бриллианты, публика особая. Единственное условие тамошних продюсеров: должно быть именно шоу. Мы все сделали очень красочно, балет едва успевал переодеваться! И когда я дошла до попурри из своих старых песен (оно длится 15 минут, и это далеко не все песни), то большинство зрителей было в экстазе – независимо от статуса и пафоса! Выступают там не «под вилки и ножи». К моменту выхода основного артиста – где-то после 10 вечера – все уже откушали, официанты перестают обслуживать. Дают салют, люди снова садятся за столы и смотрят шоу. Так принято работать сейчас во многих странах.
– У вас было тяжелое 10-летие покорения Москвы – до знакомства с Фельцманом. Было даже желание уйти из профессии. Где черпали силы и уверенность в том, что будет и на вашей улице праздник? Который и наступил!
– Это мой характер, то, что дали родители и Господь Бог. И то, что я Козерог, сыграло роль. Нужно верить! И потом – так сложились звезды. Не с первого дня выпало признание. Но я научилась работать. Благодарна каждому, кто помог мне тогда – добрым словом, действием, верой. И семья была рядом – она всегда на первом месте.
– Вы пели прекрасные песни Тухманова – самого хитового композитора 80-х: «Темная лошадка», «Напрасные слова», «Синяя роза»…
– Ну не так много песен. А потом появился Игорь Николаев, и я перешла на его репертуар. Мне было ближе это. А Давид Федорович – великий композитор, пионер на нашей эстраде. Мы прекрасно провели несколько творческих лет в группе «Электроклуб», и я с радостью спела на его творческом вечере несколько лет назад. И большие комплименты от него услышала.
– Вы сказали: я счастлива, что судьба подарила мне таких друзей! Наверное, и вы умеете дружить?
– Я надеюсь, что умею (смеется). В дружбе участвуют двое, как и в любви. Я всегда стараюсь поддержать мою взаимную любовь со зрителями. И это приносит плоды. Думаю, что мои зрители останутся со мной на всю нашу жизнь.
– Прощать друзей надо?
– Надо прощать всех! Несколько раз было так: отрезала какого-то человека. Потом не помню, что сделано им плохого. Просто знаю, что он не существует для меня. А зачем? «Предавший однажды…»
– Как любите проводить досуг дома?
– У меня так мало досуга сейчас! Лучше всего – любимый диван с телевизором или книгой. И чтобы ночью я знала, что по комнатам спят дочь, мама, внук. В этот момент я счастлива – это мой главный досуг. А вообще я ночная девочка (смеется). То ли ночью все «черное» спит, мало плохой энергетики... Всю жизнь пытаюсь стать жаворонком, но так совой и осталась.
– А как боретесь с плохой энергетикой?
– А я ей приказываю отступить!
– Красивые машины, баня, бассейн, клубника… Что еще доставляет удовольствие?
– Свежие огурцы на грядке! И люблю собирать свою малину.
ЭкстраБлиц Удачная покупка «Хаммер» для Лалы на Новый год. Она очень довольна. Еще купила себе несколько халатов – для меня это много радости. Я могу иногда порадоваться такой мелочи! Даже сказать смешно. Досадная покупка Моя дочь называет меня жертвой рекламы. Самые неудачные покупки были, когда я, поддавшись рекламе, выписывала что-то из каталогов. Они так красиво рекламируют швабры, машинки и т. д. Но нельзя покупать то, что не подержишь в руках. Я больше не их клиент.
Карина Кобецкая
Фото: из личного архива (Павел Максименков, Екатерина Рождественская)
2007
|